Когда сталкиваешься с совершенными вещами, не
важно в музыке, на экране или в тарелке, потом всегда хочется
поделиться эмоциями. Игра Grand Theft Auto 4 – именно такая прекрасная
и совершенная вещь.
GTA 4 без преувеличения гениально
разворачивает по разным причинам близкую нашей аудитории формулу
существования в провозглашенной группой the LOX системе ценностей
Money, Power, Respect. Поэтому сегодня – о ней.
Наверное, кто-то
уже замечал, что сюжетная основа Grand Theft Auto 4 нормально так
перекликается с фильмом "Брат". Только действие, для большего, надо
думать, колорита, из сонного Петербурга перенесено в Нью-Йорк – от
мест, где развивались события "Брата-2", тоже два лаптя по карте.
Аналог Данилы Багрова в игре зовется Нико Беллик, и его тоже занесло в
большой город к брату начинать новую жизнь. Брат зовут Роман и он
сноровисто втягивет родственника в неприятности: "Помоги, брат, албанцы
житья не дают, а то мне край. А вот, кстати, один русский, Влад зовут,
он вообще пиздец…" И так далее.
А дальше начинается то, что у
Балабанова резюмируется финальной репликой: "Все говорят: "Город –
сила". А я приехал и вижу – слабые тут все". За точность цитаты не
ручаюсь, но смысл таков. Нико показывает себя мужчиной скупым на слова
и скорым на расправу (диалог братьев: " – Ты его убил? – А ты думал, я
ему сделаю массаж?"). И как-то очень быстро вникает в криминальные
хитросплетения Либерти-сити. Потом, правда, выясняется, что этот парень
в спортштанах без вредных привычек (и это пока остальные герои дружно
шмыгают носами и что-то такое курят) не так-то прост, что внутри у него
свой ларчик с секретом, что есть у него здесь, в Либерти-сити свой
unfinished business. Но вот ведь в чем дело, и другие герои на его пути
регулярно оказываются не теми, за кого себя выдают.
...Ты в секунду понимаешь, что люди хотели этим сказать и думаешь: "Ну вы красавцы, а, так заморочиться!"
Прелесть
GTA 4 в том, что эта игра сделана со всем старанием, необходимым в
производстве хорошего художественного фильма. Там просто отличные
диалоги, очень фактурные персонажи, максимально динамичный сюжет. И
простор для фантазии – в ваше полное распоряжение выдается огромный
оцифрованный аналог Нью-Йорка с его незабываемыми локациями, которые вы
потом будете выхватывать в клипах и фильмах и улыбаться: "Х-ха, как же,
помню!" Ну а если вам доводилось бывать в Большом Яблоке, то и вообще
все карты в руки. И не важно, что Статуя Свободы в игре называется
Статуей Счастья, а "пимповоз" Chrysler 300C зашифрован под PMP600. Кто
в теме – поймет и оценит. Ведь как не оценить складный русский матерок
на улицах местной версии Брайтон-бич? Или: вы едете по Бронксу (здесь
он Bohan) и вдруг видите на стене то самое легендарное граффити с Big
Pun (который в игре не похож на себя живого – опять же, копирайты – но
цветовое решение создает стопроцентную узнаваемость). То есть и Бронкс
не Бронкс, и Панишер не Панишер, но ты в секунду понимаешь, что люди
хотели этим сказать и думаешь: "Ну вы красавцы, а, так заморочиться!"
А
как вам ди-джеи на рэп-радиостанции Beat FM, которые между песнями
передают приветы Брокеру (это Бруклин) или Dukes (это Queens)?
Радиостанции, кстати, отдельная тема, треки отлично вписаны в сюжетную
канву. И выезд на "пострелять" эмоционально подкрепленный словами
Prodigy "You're fucking with dirty new yorker", сам по себе
превращается в явление эстетическое. Впрочем, ничуть не хуже неспешно
катить в стрип-клуб, который твоими руками должен лишиться старого
хозяина, в до блеска отполированном Escalade под "Никого не жалко,
никого" Сережи Шнурова.
И что занятно, ведь по сути игра
сводится к двум базовым действиям: быстро ехать и точно стрелять. Но из
этих двух простых продуктов кулинары Rockstar приготовили столько
вкусного, что стоит опасаться за собственное будущее: экзамены,
дипломы, проекты, дедлайны – стараниями разработчиков все это может
пойти крахом.
И да, тут тоже есть к чему придраться. Мотивация
героев не всегда безоблачна, местами страдает драматургия. А где-то
сценарная группа просто "не в материале": так, одного из местных
пацанов Нико уверяет, что явление prison bitch является сугубо
американским и в Европе такого добра нет (или Россия по их меркам в
Азии?) Но эти досадные мелочи не портят общего ощущения. Ощущения того,
что ты попал в отличное кино с очень стойким ароматом американского
хип-хопа и славянского преступного мира, с ароматом дорогой жизни и
самого прямого (но не самого простого) пути к успеху. И если
балабановский "Брат" был про "сила – в правде", то GTA 4 – про "нет
правды на земле, но правды нет и выше". Нет хороших и плохих, а поэтому
"никого не жалко, никого".
|